Стоит обратиться к специалисту, если..Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой От рождения до 6 месяцев: |
ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7—10 месяцев:
отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
Ранний возраст:
стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.
Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
Дошкольный возраст:
у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар ~ соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Если у Вашего ребенка отсутствует речь или задержка речевого развития немедленно обращайтесь к специалистам. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность "совпасть" с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.
Августова Р.Т. Говори! Ты это можешь
Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. АЗБУКА. Пособие для детей с тяжелыми нарушениями развития. Часть 1
Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. АЗБУКА. Пособие для детей с тяжелыми нарушениями развития. Часть 2
Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. АЗБУКА. Пособие для детей с тяжелыми нарушениями развития. Часть 3
Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. АЗБУКА. Пособие для детей с тяжелыми нарушениями развития. Часть 4
Логопедическая тетрадь для работы с детьми 5-7 лет
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.
Громова О.Е. Вот я какой! Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.
Громова О.Е. Алло! Ляля?: Речь; Первые глаголы: До 2 лет.
Громова О.Е. Павлова Л.Н. Еще про Зайку: Развитие речи 2-4 года.
Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам: Пособие для родителей.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Москва, 2007
Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004.
Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М., 2001.
Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр Техинформ МАИ, 1997.
Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников.
Янушко Е. Помогите малышу заговорить.
Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.