• Ви знаходитесь тут:

  • Головна
  • Страничка Логопеда

Стоит обратиться к специалисту, если..

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой
системы формируются в определенной закономерности.
Стоит обратиться к специалисту, если:

От рождения до 6 месяцев:

ребенок не реагиру­ет на звуки, не поворачивает голову в сторону взрос­лого; у него отмечаются недостаточная интонацион­ная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед кри­ком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не фор­мируется избирательное внимание к речи окружаю­щих.

7—10 месяцев:

отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невы­полнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

Ранний возраст:

стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полуго­да после появления первых трех-пяти слов.) При по­явлении речевого подражания ребенок, как прави­ло, воспроизводит часть вместо целого слова или ис­кажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложе­ний. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

Не говорит о себе в первом лице (не пользуется мес­тоимением «я»).

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

Дошкольный возраст:

у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, при­знаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заме­нить слово синонимом: собака пес, пачкать грязнить, смотреть глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар ~ соль, холодный горячий, улыбаться хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Если у Вашего ребенка отсутствует речь или задержка речевого развития немедленно обращайтесь к специалистам. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность "совпасть" с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:

  • Нарушение звукопроизношения: неправильное арти­кулирование звуков, пропуски, замена звуков.
  • Нарушение слоговой структуры слова.
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, на­рушение вариативного использования слов, непонимание качения и смысла слова.
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.
  • Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.).
  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темпречи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.
  • Бедность выразительных средств устной речи.
  • Нарушение общения.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Показатели и нормативы речевого развития (таблицы)

Рекомендуемые книги для прочтения:

Августова Р.Т. Говори! Ты это можешь

Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. АЗБУКА. Пособие для детей с тяжелыми нарушениями развития. Часть 1

Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. АЗБУКА. Пособие для детей с тяжелыми нарушениями развития. Часть 2

Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. АЗБУКА. Пособие для детей с тяжелыми нарушениями развития. Часть 3

Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. АЗБУКА. Пособие для детей с тяжелыми нарушениями развития. Часть 4

Логопедическая тетрадь для работы с детьми 5-7 лет

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.

Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.

Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.

Громова О.Е. Вот я какой! Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.

Громова О.Е. Алло! Ляля?: Речь; Первые глаголы: До 2 лет.

Громова О.Е. Павлова Л.Н. Еще про Зайку: Развитие речи 2-4 года.

Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам: Пособие для родителей.

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Москва, 2007

Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004.

Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М., 2001.

Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр Техинформ МАИ, 1997.

Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.

Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников.

Янушко Е. Помогите малышу заговорить.

см.Фотогалерея/Занятия с логопедом

Кiлькiсть переглядiв: 1278

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.