Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Массаж используется при коррекции различных нарушений, там где имеют место нарушение тонуса мышц (дизартрия, ринолалия, заикание и т.д.). Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.
Задачи логопедического массажа:
- гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;
-активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;
-формирование артикуляционных укладов;
-формирование артикуляционных движений и коррекция звукопроизношения;
-выработка качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость движений);
-уменьшение гиперсаливации (слюнотечение);
-укрепление глоточного рефлекса;
-стабилизация эмоциональной сферы (например,снижение чувства страха, так как возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов);
-формирование мотивации деятельности и активных личностных установок;
-формирование навыков целенаправленной деятельности.
Рекомендации к проведению массажа
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная - 20-25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако, надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.
Противопоказания:
- инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп);
- заболевания кожи;
- герпес на губе;
- стоматит;
- конъюктивит;
- дети с эписиндромом (судорогами).
Основные приемы массажа
- Поглаживание
- Растирание
- Разминание
- Вибрация и поколачивание
- Плотное нажатие
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация.
При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.
На логопедических занятиях в УВК "Феникс" массаж может выполняться отдельно или проводиться в комплексе с артикуляционной и дыхательной гимнастикой с использованием релаксационных и логопедических упражнений.
Логопед Сухомлина Ксения
При написании статьи была использована литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартирии.-М.,2008.
2.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.-Спб.,2008.
3.Дьякова Е.А. Логопедический массаж. -М., 2005.
4. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие.-М.,2000.
Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.