Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Массаж используется при коррекции различных нарушений, там где имеют место нарушение тонуса мышц (дизартрия, ринолалия, заикание и т.д.). Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

Задачи логопедического массажа:

- гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;

-активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

-формирование артикуляционных укладов;

-формирование артикуляционных движений и коррекция звукопроизношения;

-выработка качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость движений);

-уменьшение гиперсаливации (слюнотечение);

-укрепление глоточного рефлекса;

-стабилизация эмоциональной сферы (например,снижение чувства страха, так как возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов);

-формирование мотивации деятельности и активных личностных установок;

-формирование навыков целенаправленной деятельности.

Рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная - 20-25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако, надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

Противопоказания:

- инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп);

- заболевания кожи;

- герпес на губе;

- стоматит;

- конъюктивит;

- дети с эписиндромом (судорогами).

Основные приемы массажа

- Поглаживание

- Растирание

- Разминание

- Вибрация и поколачивание

- Плотное нажатие

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

На логопедических занятиях в УВК "Феникс" массаж может выполняться отдельно или проводиться в комплексе с артикуляционной и дыхательной гимнастикой с использованием релаксационных и логопедических упражнений.

Логопед Сухомлина Ксения

школа Феникс для детей с особыми потребностямишкола Феникс для детей с особыми потребностямишкола Феникс для детей с особыми потребностямишкола Феникс для детей с особыми потребностями

При написании статьи была использована литература:

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартирии.-М.,2008.

2.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.-Спб.,2008.

3.Дьякова Е.А. Логопедический массаж. -М., 2005.

4. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие.-М.,2000.

Кiлькiсть переглядiв: 561

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.