Встреча с надеждой.

Тёплым апрельским вечером мы с моей девятилетней дочкой Дашей традиционно прогуливались по аллее набухающего сиренью, подмигивающего первыми подснежниками парка, гостеприимно расположившегося недалеко от нашего дома. Это давно уже любимое место всех жителей округи, где каждый всегда найдёт для себя тихий или совсем наоборот уголок, благодарно отвечающий любым потребностям отдыха. Мы облюбовали для себя детскую площадку. Площадку, которая в послеобеденное летнее время напоминает пчелиный рой, с одним существенным отличием – в нашем “рое” на каждую маленькую “пчёлку”, с неутомимым усердием занимающуюся самым важным на земле делом, приходится своя собственная мама. А в дождливую, холодную погоду или в часы дневного сна наша площадка нежно хранит все движения, запахи и звуки любимой детворы, чтобы вскоре с радостью снова распахнуть для неё свои тёплые объятья.
В тот вечер детская площадка жила своей весенней жизнью: малыши копошились в песочнице, начинающие велосипедисты бороздили зеленеющие газоны, юные футболисты в постоянно сползающих в самый неподходящий момент гетрах, старательно подсчитывали сомнительно забитые голы. И, конечно же, мамы, сбившись в несколько клубков, звонко обсуждали свои мамины проблемы. И только одна, на первый взгляд неприметная картинка, бросилась мне в глаза.
Немного поодаль, отстранённо от всех, гуляли молодая мама с девочкой. Мы подошли ближе. Мне показалось, что во взгляде этой девушки, брошенном в сторону “гудящего улика”, было желание присоединиться, влиться в этот единый организм, но что-то сдерживало её робкий порыв. А девочке, казалось, было совершенно всё равно. Она, то бегала вокруг мамы, как будто даже не замечая её, то резко останавливалась и стояла неподвижно, о чём-то задумавшись и было видно, что её совсем не волнует происходившее вокруг. Чего нельзя было сказать о её маме…
Уже через минуту я поняла, что эта девочка была ОСОБЫМ РЕБЁНКОМ. За то время, которое я работаю в школе “Феникс”, я научилась узнавать таких детей довольно быстро.
Пока моя дочка, увидев своих подружек, побежала к ним, я подошла к незнакомке.
- Здравствуйте, какая милая у Вас девочка. Как же её зовут? – спросила я.
Девушка посмотрела на меня настороженно. В её взгляде угадывалось сомнение и какое-то ложное стеснение. Но, не устояв перед моим искренним вниманием, она ответила:
- Её зовут Ира.
Я подошла к Ирочке и стала мило беседовать с ней. Хотя беседой это назвать было трудно. Я что-то ей говорила, спрашивала, не ожидая никакого ответа кроме, может быть, взгляда или какого-то другого жеста, подтверждающего то, что Ира меня слышит. Ирочкина мама всё это время удивлённо наблюдала за нашим общением.
- За пять лет я первый раз встречаюсь с этим – сказала девушка тихо. – Ещё ни один чужой человек не интересовался нами так. Обычно это косые, рассматривающие взгляды и при этом тихое нашёптывание чего-то на ухо своим детям.
- Тогда вам прямая дорога к нам! – уверенно сказала я.
На вопросительный взгляд Натальи (именно так зовут мою новую знакомую) я ответила:
- Я работаю в Учебно-воспитательном комплексе “Феникс” для детей с особыми потребностями. Это школа и детский сад, где мы учимся друг у друга. Наши детки учатся от самого элементарного – держать в руках ложку и самостоятельно одеваться до самого главного – умения общаться, чувствовать себя полноценными членами общества.
Пусть у них разные физические или умственные возможности, но у каждого ребенка есть душа, способная любить, пусть даже эта любовь выражается не всегда привычным нам способом. Именно этому учимся мы у них – искренности, естественности. Смотришь на них и понимаешь, что без твоей доброты им не выжить в этом мире… и ты становишься добрее, чувствительнее. Общаешься с ними и понимаешь – вот она Безусловная Любовь, Бескорыстная Любовь, не требующая ничего взамен, но при этом непременно получающая. Потому, что невозможно отдав любовь, не получить её обратно, в большей степени.
Наша школа живёт одной большой семьёй – учителя, ученики, воспитанники и их родители. По количеству учеников она не большая, у нас несколько классов по 3-4 человека и группа детского сада. Наши детки учатся всему, чему учат детей в обычных школах: читать, писать, в старших классах – химии, геометрии, географии, обществоведению, истории и другим наукам. Но обучение имеет творческий подход. К каждому ребёнку он индивидуален, исходя из их возможностей. Дети очень много рисуют акварелью, мелками, пастелью, специальными красками по стеклу, лепят из воска, глины, солёного теста, работают с бумагой. Здесь фантазии учителей нет предела! Сколько разнообразных поделок уже сделано и сколько идей ещё ждёт своего воплощения, и представить сложно! Много внимания уделяется и работе с шерстью. Это и элементарные картины, которые выкладывают из цветной шерсти самые маленькие ученики, и изготовление кукол и декораций для кукольных спектаклей.
Да-да! В нашей школе имеется свой собственный кукольный театр! Учителя и ученики вместе с родителями собственными руками изготавливают всех персонажей для будущего спектакля, сами делают декорации и потом дают представления. Между прочим, очень много желающих попасть на наши спектакли и мы никому не отказываем. Приглашаем гостей к нам или “выезжаем на гастроли”. Например, в расположенный недалеко от школы Реабилитационный центр для одиноких пенсионеров. Недавно мы ходили к ним ещё и с подарками – сделанными своими руками футлярами для очков. Мы валяли их из шерсти. Это была удивительная встреча! Сколько радости доставила она обеим сторонам!
Ещё в школе детей обучают слесарному делу. Под руководством учителя ребята учатся работать с деревом. Они сами изготавливают музыкальные инструменты. От простейших – деревянных палочек до маленьких арф.
А музыка!!! Я ещё ничего не сказала о музыке. Без музыки нашу школу представить просто невозможно! На каких только музыкальных инструментах не играют дети вместе с учителями музыки. Пианино, гитара, флейта, металлофон, “треугольники”, разнообразные смычковые инструменты и многие другие. Вы слышали когда-нибудь как звучат простые деревянные палочки? Знаете ли вы, что у каждого дерева свой “голос”? А если ещё эти палочки вырезаны своими руками, то ты чувствуешь себя единым целым со звучащей природой…
Каждый день мы с детьми и для детей поём акапельно. Я думаю, никому лишний раз не нужно объяснять, какое влияние имеет живая музыка на развитие человека, а тем более маленького человека, а тем более маленького человека с особыми потребностями.
А праздники! “1 сентября”, “Праздник Фонариков”, “День Святого Николая”, “Новогоднее кафе”, ”Масленица”, “Святая Пасха”, “Выпускной бал” и это ещё не полный список. К каждому большому и не очень большому празднику мы все вместе готовимся со всей ответственностью. Каждый вносит посильный вклад: готовятся подарки для родителей, разучиваются песни, делается традиционная для каждого праздника атрибутика, украшения зала, костюмы. И каждый праздник потом надолго остаётся в памяти у всех его участников.
И, конечно же, мы вместе любим выезжать на природу. Это может быть небольшой лес недалеко от нашей школы, а может быть поездка за город, в посёлок Каплуновка, где мы имеем свой собственный домик. Домик очень скромный, чего не скажешь о той сказочной природе, которая дышит на нас жизнью, сдувая всю городскую пыль, все мирские заботы и тревоги и даёт почувствовать вечность бытия…
Наталья слушала меня, затаив дыхание. В её сердце зародилась надежда. Надежда на то, что с появлением особого ребёнка в семье, их жизнь не потеряет все свои краски, что её маленькая пятилетняя Ирочка может быть интересна не только ей. И что есть небезразличные люди, которые умеют принимать друг друга такими особенными, такими разными, люди, которые хотят, чтобы ни один человек не был потерян в четырёх стенах своей квартиры из-за некой ограниченной способности к общению. У Натальи появилась надежда на то, что Ира сможет приобрести друзей и найдёт своё достойное место в этом большом, разнообразном, не всегда понятном мире.
- Вы оставите нам номер телефона вашей школы? – попросила Наталья, сама понимая, что это был риторический вопрос.
Возвращаясь с Дашей домой, я думала о том, что существует одна большая проблема здесь у нас, на Украине. Очень банальная проблема, но которая порой решает судьбы многих семей – это деньги. Ведь наша школа частная и мы не можем существовать без денежного взноса родителей. И пусть это не такая большая сумма, но и её часто не хватает. Пусть в Ирочкиной семье не будет такой проблемы, с надеждой думала я. И где-то из глубины сердца надежда “ответила” мне, что мы виделись сегодня с Ирочкой и её мамой не последний раз…

Зоя Капчерина

Кiлькiсть переглядiв: 362

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.